
Список необходимых документов для продажи дома
Покупка недвижимости — приятные хлопоты, если не учесть, сколько потребуется времени и внимания на сбор документов, их проверку на наличие «подводных камней» и переоформление жилья на нового собственника. Так как последние годы участились случаи мошенничества, к оформлению договора купли-продажи необходимо подходить максимально ответственно. В статье рассмотрим, какие документы нужны при продаже дома в Украине в 2021 году, как оформить договор с земельным участком, что нужно учесть, если собственник ребенок и пр.
Список документов, необходимых для продажи дома
Сбор документов – ключевой этап оформления сделки. Если на момент заключения договора будет не хватать паспорта, какой-то выписки или справки, продажа не состоится. Необходимо ответственно подойти к данному вопросу.
Чтобы покупка дома была законной, покупатель должен предоставить нотариусу такие документы:
- Оригинал и копии документов, подтверждающих личность (паспорт и идентификационный код). Если покупателем является нерезидент страны, он должен предоставить копию паспорта, приведенную на украинский язык и заверенную нотариусом. В паспорте обязательно должна быть отметка о пересечении границы.
- Свидетельство о заключении брака. Это для лиц, у которых есть супруг или супруга. При заключении сделки они должны также присутствовать и предоставить свои оригиналы документов, подтверждающие личность (паспорт и код)
- Заявления одного из супругов, если он не может присутствовать при сделке купли-продажи недвижимости, о том, что он не возражает о заключении сделки (заверяется нотариусом).
Это все, что потребует нотариус, так как сделки купли-продажи недвижимости заключает именно он.
Документы, которые должен предоставить собственник дома или его законный представитель (продавец):
- Паспорт, идентификационный код собственника недвижимости. Если среди собственников числятся несовершеннолетние дети, необходимо предоставить их свидетельства о рождении.
- Документ, который подтверждает, что недвижимость является собственностью продавца. Это может быть свидетельство права собственности, справка из государственного реестра недвижимости, договор дарения и прочее. Обязательно необходимо обращать внимание не только на правоустанавливаемый документ, но и на правильность его составления. Например, если это свидетельство о праве собственности, обратить внимание на дату и место его выдачи. Если это договор покупки-продажи – необходимо проверить, рассчитался ли продавец за квартиру.
- Технический паспорт (требуется не всегда).
- Кадастровый номер участка земли, на котором стоит дом.
- Документ, подтверждающий, сколько людей зарегистрировано в данном доме (действует 1 месяц).
- Государственный акт на землю.
- Документ об экспертной оценке недвижимости (действует 6 месяцев).
- Письменное согласие супруга или супруги на продажу недвижимости и свидетельство о браке. Если супруг или супруга умерли – свидетельство о смерти; если в разводе – свидетельство о расторжении брака.
- Если один из собственников – лицо несовершеннолетние, необходимо разрешение представителей органов опеки и попечительства.
- Если дом находится в долевой собственности – отказ соседей о покупке доли, заверенный нотариусом.
Таким образом, продавцу необходимо подготовить достаточно серьезный перечень документов для продажи дома. Это естественно, так как он получит внушительную сумму денег и сделка сопряжена со многими рисками.
Продажа дома с земельным участком
В Гражданском кодексе Украины сказано, что при заключении договора купли-продажи вместе с объектом недвижимости и всеми постройками в право собственности переходит и та земля, на которой размещаются данные постройки. Если на данный участок имеют право другие лица, продавец обязан уведомить об этом покупателя. Следовательно, важно уделять внимание проверке и сбору не только документов, касающихся недвижимости, но и тех, которые связаны с установлением права собственности на землю.
В обязательном порядке продавец должен иметь акт на землю с кадастровым номером. Дело в том, что, если этого документа нет, сделка будет признана несостоятельной, а сам договор не удастся зарегистрировать. Кадастровый номер можно получить в управлении земельных ресурсов.
Следующий шаг — это детальное изучение плана участка, указанного в кадастре, его размеров, границ, формы, наличия построек, расстояний строений к дороге и соседям, категории землепользования и прочих моментов. Не на всех землях можно возводить здания.
Если участок относится к категории нежилой застройки, покупателю не удастся в дальнейшем зарегистрировать дом. Если земля предназначена для ведения сельского хозяйства, зарегистрировать можно будет только садовый дом. Если на участке находится самострой, в дальнейшем его будет сложно и дорого узаконить. Поэтому такая покупка может обернуться дополнительными расходами.
Некоторые нюансы при заключении договора купли-продажи дома
Нередко во время подписания договора одной из сторон выступает не собственник, а его представитель. Такие сделки могут быть, но должны проводиться по нотариально заверенной доверенности. Очень важно ознакомиться со всеми полномочиями представителя и понять, почему не присутствует непосредственный владелец недвижимости.
Если среди собственников есть ребенок, не достигший 14-летнего возраста, договор от его имени подписывает один родитель при наличии согласия другого. Ребенок, которому исполнилось 14 лет, имеет право ставить подпись самостоятельно, но при согласии родителей. В любом случае, при наличии несовершеннолетнего владельца к документам обязательно добавляется разрешение органов опеки и попечительства. К слову, даже если ребенок не один из собственников, а просто зарегистрированный в доме, такое разрешение потребуется взять.
Если вы узнали, что дом выставленный на продажу, сдается в аренду, необходимо предоставить документ, подтверждающий, что арендаторы отказываются от первостепенного права на покупку данного дома. Также стоит перестраховаться, и убедиться, что дом не относится к объектам культурного достояния или к исторически ценным постройкам.
Если в качестве объекта продажи является дом с долевым правом собственности, преимущество на покупку доли отдается другим собственникам помещения. Только когда участники долевой собственности письменно оформят отказ от первоочередной покупки доли, она может быть приобретена другим лицом. О продаже в обязательном порядке уведомляются остальные владельцы недвижимости. Если этого не сделать, сделка может быть признана недействительной. Выявить желание купить долю владельцы могут на протяжении одного месяца после получения уведомления о продаже части дома.
Стоимость оформления сделок купли-продажи дома
Мы разобрались, какие документы нужны для продажи дома. Теперь относительно стоимости. Любые услуги нотариуса платные. Регистрация дома вторичного рынка недвижимости будет стоит от 1000 гривен. Все зависит от того, обращались вы к государственному нотариусу или частному. В среднем, такая услуга среди частных нотариусов – 5500 гривен. Во многом все зависит от срочности оформления сделки.
Если продавец меньше трех лет владел данной недвижимостью и эта сделка является не первой, он должен дополнительно оплатить налог на доход физических лиц. В 2021 году его размер составлял 5% от оценочной стоимости недвижимости. Дополнительно в Пенсионный фонд выплачивается 1% и военный сбор 1,5%.
Таким образом, мы рассмотрели, какие документы для продажи дома необходимо собрать продавцу и покупателю, чтобы сделка прошла быстро и успешно. Помните, что оформляется договор нотариусом, желательно предварительно предоставить юристу все документы для проверки. Это даст возможность избежать неприятных неожиданностей и убережет от мошенничества.